Интересные факты из жизни Саввы Мамонтова

  • В Абрамцеве подолгу жили и творили И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин. Васнецовтам писал своих «Богатырей», Нестеров — «Видение отроку Варфоломею», Серов — «Девочку с персиками». В частной опере Мамонтова прошли «бесперспективные» произведения, отвергнутые императорскими театрами. «Скучная и неудачная» опера «Руслан и Людмила» Глинки, «неестественная и вычурная» «Хованщина» Мусоргского, где будет блистать Шаляпин, «Русалка» Даргомыжского.

 

  • Знаменитая “Девочка с персиками” – дочь Саввы Вера. Она стала женой обер-прокурора Святейшего Синода Александра Самарина, но рано умерла от туберкулеза. С сына Мамонтова — Андрея — Васнецов писал Алешу Поповича для своих богатырей.

 

  • Савва Мамонтов, как сейчас бы сказали, «раскрутил» Фёдора Шаляпина. Меценат заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой. Когда Мамонтов отбывал тюремный срок за растрату “железнодорожных” денег на нужды искусства, Шаляпин его так и не навестил. Коровин навещал Мамонтова в доме сына, куда Савву перевели под домашний арест. Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещал, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны. Позже в своей автобиографии Шаляпин написал: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь…».

 

  • Маленький Савва в детстве посещал драмкружок вместе с другом детства, также выходцем из купеческого сословия Костей Алексеевым, который впоследствии взял себе звучный псевдоним – Станиславский. Мамонтов выступал в роли Кудряша в «Грозе», а роль Дикого исполнял сам автор – Александр Николаевич Островский. Через много лет Станиславский называл Мамонтова своим учителем.

 

  • Мамонтов легко постигал любое искусство. Он пел басом, имел в Миланской опере ангажемент, лепил уникальные скульптуры, писал пьесы, которые затем ставили в его театре. В Таганской тюрьме, где сидел 3 месяца за растрату, он лепил фигурки охранников по памяти.

 

  • Одним из самых заметных проектов С.И. Мамонтов стала деятельность по строительству северных железных дорог. Начав со строительства небольшой ветки Москва – Сергиев Посад (1862 г.), уже к 1870-му мамонтовское товарищество построило в 6 раз больше путей: Сергиев-Ярославль, Иванов-Шуя, Рыбинск-Бологое. Позже на деньги Саввы Ивановича и его компаньонов будут открыты ветки: Ярославль-Рыбинск, Ярославль-Кострома, Ярославль-Вологда-Архангельск, Александро-Киржач, Бельково-Юрьев-Польский, Москва-Савелово, Петербург-Вологда-Вятка. Отдельно следует отметить донецкую каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.

 

  • Савва Мамонтов отправил двух своих протеже – Константина Коровина и Валентина Серова вверх по Северной Двине. Результатами этой поездки должны были стать панно, фрески и мозаики для вокзалов. Мамонтов мечтал приучить людей к прекрасному, и общественные места превратить в храмы искусства. «Приучать глаза народа к красивому, чтобы страна была сильна». Результат, впрочем, вышел парадоксальным. Успех работ оказался настолько ­оглушительным, что до вокзалов они не дошли — сейчас полотна Коровина и Серова, привезённые из той командировки, находятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

 

  • Северная железная дорога могла не состояться, если бы не упорство Саввы Мамонтова. Он говорил о стратегической необходимости этого пути — над ним смеялись. «Не дело, дорога будет бездоходная», «Пойдёт по пустынным местам», «Клюкву да морошку возить?» — вот издевательские отзывы из прессы тех лет. Места действительно были пустынными, и дорога, в общем, шла в никуда — её конечный пункт, город Романов-на-Мурмане, основали только 20 лет спустя. В 1917 г. он стал Мурманском. А во время Великой Отечественной войны — единственным незамерзающим морским портом европейской части СССР, который принимал грузы ленд-лиза — танки и самолёты, грузовики и станки. Всё это везли по той самой дороге.

 

  • Ввиду убыточности и нехватки средств на строительство железной дороги в Архангельск Мамонтов использовал деньги из казны акционерного общества Ярославской дороги для поддержания других своих проектов. На фоне нарастающего мирового кризиса перепроизводства это было очень рискованно. Но Мамонтов надеялся, во-первых, на данную ему концессию для строительства ветки Петербург-Вологда-Вятка, а во-вторых, на казенный кредит, на который он, друг и соратник всесильного министра финансов С.Ю. Витте, как ему казалось, мог рассчитывать. Именно здесь он и просчитался. Не будучи силен в большой политике, Мамонтов не заметил изменения политико-экономического курса Витте, и когда акционеры потребовали отчета, а кредиторы – выплат, Савва Иванович просто не смог со всеми рассчитаться. Это вызвало целую цепочку обрушений и, наконец, арест самого Мамонтова, его брата и их компаньонов.

 

  • На защиту Мамонтова встала вся художественная общественность Москвы, защищать его в суде вызвались лучшие юристы – А.Ф. Кони и Ф.Н. Плевако, которые убедили присяжных в невиновности промышленника. Это, правда, не вернуло Савве Ивановичу потерянного. Все его имущество, включая дом в Москве, коллекцию произведений искусства, все акции, заводы и земли – все это было арестовано и распродано. Только Абрамцево, как собственность жены, к счастью, осталось нетронутым. Остаток жизни Савва Иванович доживал в доме своей дочери на задворках Бутырского замка, где располагалась московская керамическая мастерская «Абрамцево».
  • Масштаб его свершений увидят и осознают только его потомки. Савва Иванович умер 6 апреля 1918 г. Его уход из жизни мало кого тогда обеспокоил. На могилу принесли всего 4 венка. Два доставили люди искусства: «От семьи Серовых» и «От любящей семьи Шаляпина». Ещё два — инженеры. Надпись на одном из них гласила: «От признательных служащих Северных железных дорог».
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − десять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.