«ТЕАТР – ЭТО МЕСТО, КУДА МЫ ПРИХОДИМ ЛЕЧИТЬ ДУШУ», – говорит руководитель Первого деревенского драматического театра «Малахит» Олег Малахов. Этот экотеатр, пожалуй, один из самых необычных участников Фестиваля Добрых И

скусств «Бабушкин сад». Он живет в уникальном поселении «Ковчег», где люди «лечат душу» не только силой искусства, но и силой места. Наш корреспондент волшебными тропами добрался на родину чудо-театра под названием «Малахит» и побеседовал с его создателем

.

– Олег, насыщенная жизнь в Москве, работа в Театре «Школа драматического искусства», профессиональные успехи, и вдруг в какой-то момент вы решаете обосноваться далеко в лесу. Почему?

– Когда-то я приехал в Москву из Сибири (г. Новокузнецк) и поступил в театральный институт имени М.С. Щепкина. Меня захватила бурлящая жизнь столицы, обилие культурных событий, возможности, манили перспективы. Вскоре, после института, я попал в лабораторию Анатолия Васильева и после стал работать в его театре. Многое попробовал, узнал, поиграл, и в какой-то момент передо мной встал выбор – куда двигаться дальше? Каждый человек не раз в течение жизни задает себе такой вопрос. Именно в это время жена и принесла мне книгу В. Мегре, описывающую идею родовых поместий. Вот в чем ее суть: каждой желающей семье в России бесплатно надо дать по одному гектару земли для создания своего родового поместья. Именно в нем можно вырастить сад, посадить разные плодовые и декоративные деревья, построить дом на свой вкус, выкопать пруд. Таким образом вся наша страна может превратится в цветущий рай на Земле. Идея крутая, мощная! Она захватила меня и привела сюда в Калужскую область Малоярославецкого района в только что организованное экопоселение «Ковчег» для воплощения своей мечты. Теперь это настоящее, живое и успешное поселение родовых поместий. Город, как правило, отнимает силы у человека, и когда батарейка заканчивается, то люди обычно стремятся в лоно природы, чтобы наполнить себя энергией вновь. Вот и мне захотелось жить на земле в своем родовом поместье, построить дом, посадить сад.

Наше поселение – это сообщество единомышленников, забравшихся в тихое местечко, подальше от городской суеты и объединенных общностью взглядов, важными житейскими правилами. Мы здесь живем весело и интересно, вовсе не замкнуто, как может показаться в первый момент.

– Театру «Малахит» уже одиннадцать лет. Сегодня он единственный в своем роде. А как к вам пришла мысль, что средь лесов и полей, в уединенном месте может успешно развиваться театр?

– Семнадцать лет назад, когда мы стали приезжать на эту землю, здесь было еще чистое поле. Тогда мы жили в палатке на своем участке и вдохновенно строили родовое гнездо. Сажали живую изгородь по всему периметру участка, закладывали сад, огород, лесную зону, копали пруд и строили дом. А когда обустроились и появилось свободное время, то я захотел познакомить соседей с миром театра. И лучший способ – это не лекции и разговоры, а практические занятия. Написав шутливое объявление, я пригласил всех желающих в общий дом, который находится в центре нашего поселения. Бабушка моей жены, видя выступление артистов по телевизору, иногда говорила: «Хорошо быть артистом, вышел, дурака повалял, деньги получил и пошел домой». Смешно, правда? Так может сказать только человек далекий от театра. На самом деле, конечно же, все не так. Это серьезная профессия, со своими тайнами и сложными законами, которые артисты постигают всю жизнь.

На первое занятие пришло очень много людей, все, наверное, ждали от меня театральных развлечений и предложения ставить какие-нибудь веселые сценки, но постепенно они стали понимать, что здесь будут сложные и серьезные занятия. Тогда желающих поубавилось. Остались действительно заинтересованные и увлеченные люди, готовые к погружению в профессию. Я рассказывал им о законах театра, занимались пластикой, дикцией, энергетическими тренингами, и через полгода я решился на эксперимент. Мы взяли стихи о любви, разложили их на диалоги, выучили ряд романсов, поставили небольшие танцы, подобрали красивую музыку. Так появился первый спектакль – «Диалоги о любви». Он очень вдохновил всех жителей. Они увидели своих соседей иными, женщины вышли на сцену в вечерних платьях, на каблуках, с красивыми прическами, мужчины в белых рубашках, костюмах и жилетах. Зазвучала чудесная музыка, родилось слово и появилась особая магия. Это был театр. Тогда все зрители после представления единодушно сказали, что нельзя бросать, надо обязательно еще что-то сделать. Именно в тот момент, когда я решил продолжать, и родился наш театр.  Потом появилось еще много разных спектаклей и, наконец, мы созрели до мысли построить свой театр. Теперь в центре нашей деревни стоит «Малахит».

–Третий спектакль «Жизнь клоуна» принес известность театру «Малахит» и за пределами экопоселения?

– Да. Это был необычный спектакль в жанре театральной философской клоунады, во время которого актеры на глазах у публики сначала придумывали свой театр, а потом его строили. Вскоре на сцене появлялась еще сцена, гримерки, декорации к спектаклю… Мы привезли наше представление во Францию на фестиваль к Вячеславу Полунину. Именно он, кстати, и назвал нас экотеатром.

За одиннадцать лет жизни «Малахит» не раз принимал участие в Международных, Всероссийских фестивалях и конкурсах, завоевывал первые места и гран-при. Подчас жюри, в составе которых были педагоги МХАТа, профессора Щукинского театрального института, звезды театра и кино, аплодировали нам стоя и утверждали, что нигде не видели ничего подобного нашему театру, не играют так дети больше нигде!

– Как вы думаете, почему театр прижился в экопоселении «Ковчег»?

– Когда шесть лет назад мы только собирались здесь строить театр, у многих жителей поселения были вопросы – зачем нам театр, кто будет в него ходить? Но вскоре появилось здание, начались представления, и все сомнения отпали сами собой. Потом о нас узнали жители окрестных деревень, городов и также стремились попасть в «Малахит». Мы смогли завоевать их любовь. Многие были в театре вообще впервые в своей жизни, а теперь они открыли для себя этот интересный мир, стали разбираться в его тонкостях, видеть мельчайшие нюансы, обсуждать проблематику спектакля. Нынче это очень грамотная публика. Дети поселенцев с удовольствием занимаются в театральной студии, играют в спектаклях. Все это несомненно повышает их культуру, образованность, кругозор и дает им интересные возможности.

Театр «Малахит» стал новой вехой в развитии поселения, знаковым для него, а у меня появилась еще одна профессия. Я никогда раньше не занимался режиссурой, а благодаря «Малахиту» стал ее изучать.

Усилиями и руками поселенцев было построено здание театра, а дети соорудили деревянную беседку напротив, которая служит еще и местом для буфета, когда спектакли идут с антрактом. Мы все делаем своими руками, и костюмы, и декорации, и реквизит. В поселении есть много разных умельцев.

– К вам нынче уже и делегации иностранцев приезжают на спектакль и экскурсию?

– Да, событийный туризм! Периодически наведываются целые группы иностранцев. А некоторые наши поклонники преодолевают значительные расстояния в 500 километров, встречая препятствия на своем пути в виде ужасной разбитой бетонной дороги, которая ведет в «Ковчег» от центральной дороги. Мы очень дорожим таким отношением к нам зрителей.

В поселении часто бывают театрально-гостевые дни, все желающие могут приехать. Для них проходит подробная интереснейшая экскурсия, потом отвечают на все возникшие вопросы, а затем идет спектакль в театре «Малахит». Люди получают море впечатлений!

Показать есть что, место-то крутое!

Когда я мечтал о нашем театре, то всегда представлял себе вокруг него особое пространство, по которому можно погулять, пофотографироваться, где будет много арт-объектов, интересных уголков, а потом у гостей еще будет возможность посмотреть спектакль. Здорово! Что еще надо, чтобы интересно провести время. Люди хотят впечатлений и вот они, пожалуйста. Мои мечты сбылись.

– Олег, ваши спектакли всегда имеют весьма необычную форму, интересное прочтение. Как к вам приходят идеи?

У каждого режиссера это по-разному. Дело в том, что я прошел школу Анатолия Васильева, а в мире современного театра он гений, открывший не только новую театральную систему, но и новый, концептуальный, мощный театр. Благодаря моему учителю я познал театр с совершенно неведомой мне доселе стороны и понял, что моя профессия – это путь, на котором можно учиться всю жизнь. Его уроки я принес в свой театр.

Когда я встречаюсь с текстом и начинаю над ним работать, то передо мной предстает целая палитра мыслей и идей. Дальше начинается поиск той особой формы, способной передать изначальный замысел и уместить максимальное количество образов, ассоциаций и высказываний. Это тонкий внутренний творческий процесс. Ты спрашиваешь пространство и внимательно слушаешь. В какой-то момент начинают приходить ответы в виде музыки, которая передает глубину содержания какой-либо сцены, реквизита, появляется решение сцен, а дальше открывается щедрый Источник, и я просто черпаю из него. Все даруется. Самое важное – открыть нужную дверь, за которой есть все, что нужно для создания нового спектакля. Поэтому, я как Алиса, сначала вижу много дверей, стучусь в них – закрыто, и только одна открывается в «Чудесный Сад». Я задаю в пространство вопросы, а дальше Бог помогает мне ответить на них.

– Олег, спектакль «И снится чудный сон Татьяне…» тоже непохож на традиционное школьное прочтение и захватывает с первой же секунды. Играют дети, но как будто вовсе не дети. У них что-то такое в глазах… мощное, тайное, они носители сакрального знания, неведомого другим людям. На спектакле энергетический сгусток пронзил меня, и из глаз лились молчаливые потоки слез, со мной произошел катарсис. Как это получается у вас? Каков он, процесс превращения из даже не любителя театра в практически профессионального актера? Что вы сними сделали?

– Это определенный процесс подготовки артиста. Сначала тренинги и занятия, дальше работа с материалом и погружение. Да, мои требования к актерам «Малахита» очень высоки. Я не отношусь к ним, как к детям, а спрашиваю, как с профессионалов, как с себя. Они счастливы, когда вдруг получается достичь высокого уровня своим желанием, упорством и трудом.

Театр возможен только в случае появления ансамбля. Поэтому первое, чем я занимаюсь – создаю актерский ансамбль, который разговаривает на одном языке, хорошо чувствует и понимает друг друга. И как только он готов, поле вспахано, можно сеять зерно, то есть закладывать содержание спектакля, а далее ухаживать, как старательный садовник.

Для того чтобы ребята почувствовали роман Пушкина, мы сначала устроили читки. Разбили произведение на фрагменты, каждый читал свой отрывок вслух, а я, ничего не рассказывая и не объясняя, только спрашивал, как они понимают прочитанное. Дальше погрузились в этот век: изучили нравы, ценности, особенности жизни дворянства, образование, слушали музыку, месяца полтора. Затем вернулись к чтению романа. Я снова задавал вопросы, но более сложные, а они опять пытались ответить, мы много говорили, обменивались мнениями. Важно было научить их думать самостоятельно. Я лишь провоцировал на размышления, указывая дорогу. А когда мы постигали какую-либо истину, то они чувствовали, что докопались до нее сами. Одно из главных открытий ребят – Пушкин – это не то, что на поверхности, а то что за текстом, скрытый шифр внутри романа, о котором знают только посвященные. Это было очень дорого для меня.

Как только актер становится посвященным, он носитель содержания, тайны и передает их через слово, мизансцену, глаза, присутствие, энергетику. Во время спектакля создается определенный вибрационный фон. И вас это начинает смущать – вроде бы на сцене дети, а они делают что-то такое, что присуще взрослым, опытным артистам.

– Какими путям

и в прошлом году «Малахит» пришел на Фестиваль Добрых Искусств «Бабушкин сад»?

– Мой товарищ рассказал автору фестиваля Вадиму Медведеву о нашем деревенском театре и своих впечатлениях после наших спектаклей. Вскоре мы созвонились с Вадимом, чтобы обговорить возможности приезда на фестиваль. До этого «Малахит» в основном принимал участие в театральных фестивалях. А в фестивале «Бабушкин сад» я увидел очень необычный формат, в котором удивительным образом сочетается множество видов искусства, показалось интересным и место проведения, направление – собрать в одном мероприятии доброе и красивое. Мы рады, что у нас все получилось.

Нас тепло принимала публика. Ребята получили интересные впечатления, окунулись в необычную жизнь фестиваля. Да и таких шикарных условий для выступления нам раньше никто не предлагал. И трансфер, и проживание, и питание.  В общем, мы не могли не согласиться и остались довольны. Счастливы участвовать в этом году уже во второй раз. Надеемся, что наша дружба с фестивалем будет крепнуть, а «Бабушкин сад» будет расти и развиваться.

– Здание театра построено усилиями и руками поселенцев, а публика теперь приезжает не только из окрестных деревень, но и из разных городов: Малоярославец, Калуга, Обнинск, Москва… На сегодн

яшний день «Малахит» – лучшая площадка во всем Малоярославецком районе, и уже к вам прибывают коллективы из разных мест, чтобы здесь выступить. Как вы видите направление развития «Малахита»?

– Стали появляться разные творческие предложения. Мы поняли, что можем существовать, как

театрально-творческий центр. Теперь многие мои коллеги с радостью привозят свои представления на нашу сцену. Проходят бардовские и джазовые выступления. Известные музыканты уже давали бесплатные концерты для всех желающих.

Но вот нюанс, не все могут играть на сцене «Малахита». У поселения особая эстетика и моральные нормы. Те, кто хочет сюда приехать, всегда сначала проходят мою цензуру.

– Личность – это начало начал, без автора нет замысла. Можно сказать, что «Малахит» – это вы?

– Во многом, да! Но без команды единомышленников, у меня ничего бы не получилось. Конечно все основные решения должен принимать я, но многое мы решаем вместе, потому что театр – это коллективное творчество.

Некоторые режиссеры в своих спектаклях любят эпатировать публику, пользуются запрещенными приемами, предпочитают жесткие взаимоотношения со зрителем, эдак снять со всех штаны или совершить какую-нибудь неприличную штуку, перевернуть все смыслы и оставить всех в дураках. Я такой театр не люблю и принципиально туда не хожу. Для меня театр – это место, где мы все, актеры, режиссеры, зрители, лечим душу встречаясь с истинами. Душа здесь размягчается, ей должно быть хорошо от встречи с прекрасным. Я очень люблю искусство, помогающее человеку развиваться, дающее пищу для размышлений, я за спектакли и кино, которые можно пересматривать бесконечно, каждый раз находя в них что-то важное для себя. Свои спектакли стараюсь делать именно такими. Я здесь создаю своеобразный лечебный корпус для души человека, театральный оазис, где люди оттаивают. И считаю это очень важным. Каждый спектакль – это особое высказывание.

Театр имеет невероятную силу воздействия на публику, потому что это живое искусство, зритель и актер находятся в открытом диалоге, в прямом контакте, обмениваются энергией. Театр – это мир, в котором человек может услышать себя.

Беседовала Анна Лабынцева